Якоря для пвх лодок


Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Обзор и сравнительный анализ основных конструкций якоря для лодок ПВХ. Содержит рекомендации по выбору и использованию. Включает 11 поясняющих иллюстраций.

 

Содержание:

Модель складного якоря для лодки ПВХЯкорь является обязательным предметом снабжения любого судна, включая надувные лодки ПВХ. Однако, в отличие от разнообразных вариантов применения якорного оборудования крупных судов, якорь для лодки ПВХ служит в основном для фиксации судна в месте лова рыбы. При этом требуется обеспечить точное позиционирование и исключить смещение судна под действием ветра или течения. Для этого используются два якоря. Один отдается с носа судна, другой с кормы. Такой способ постановки на якорь рыбаки называют «в растяжку».

Якоря бывают самых разных конструкций, габаритов и веса.

Далее мы рассмотрим, каким должен быть якорь именно для лодки ПВХ.

Владельцы лодок ПВХ из экономии или по незнанию в качестве якоря часто используют тяжелые подручные предметы. Они не цепляются за донный грунт, как обычные якоря. Их удерживающая способность обусловлена исключительно весом.

Это могут быть звенья траков гусеничной техники, куски рельс, мешки или пластиковые канистры, предварительно наполненные на берегу камнями или песком, стальные подкладочные пластины железнодорожных путей, связки кирпичей, балансиры-противовесы стиральных машин и т.д.

Использование таких предметов с заведомо завышенным весом как минимум неудобно. Так, например, звено тракторной гусеницы весит порядка 8-10 кг. Смывать с такого изделия донную грязь, держа его в одной руке, да еще перегнувшись через борт лодки,- не самое приятное занятие. Подкладка под рельс, помимо веса в 8 кг, требует перед использованием обработки острых кромок, чтобы уберечь ткань ПВХ от повреждения. Подвязывание камней или кирпичей перед спуском судна на воду так же представляется малоприятным времяпровождением.

Единственным случаем, когда оправдано использование тяжелых не зацепистых предметов – плотное каменистое дно, за которое зацепиться в принципе невозможно.

В остальных случаях предпочтение, конечно, следует отдать использованию подходящего якоря. Но какой именно якорь является подходящим, и можно ли обойтись одним и тем же якорем в разных условиях, обусловленных наличием течения, ветра и характером донного грунта.

Ниже попытаемся раскрыть специфику вопроса.

Основные требования к якорю для лодок ПВХ

1. Якорь должен надежно удерживать судно; как на ветру, так и на течении.

Он так же не должен смещаться под действием рывков судна от набегающих волн или энергичного перемещения экипажа внутри кокпита.

2. Легко сниматься с зацепов.

Любой хороший якорь имеет определенную стоимость, либо вложенный труд, и потеря якоря явно не желательна.

3. Быть компактным в походном состоянии. Занимать мало места при транспортировке.

Полезного объема в кокпите или багажнике автомобиля всегда не хватает. Поэтому удобство укладки и извлечения якоря является весомым аргументом. Бывают ситуации, когда лодка грузится вещами под завязку. Возможность легко извлечь якорь из-под завалов груза в нужный момент, когда того требуют цели плавания, представляется весьма удобной

4. Иметь при прочих равных условиях меньший вес. Удерживающая способность зацепистого якоря весом 2.5 кг в разы больше связки кирпичей общим весом 10 кг.

5. Быть устойчивым к коррозии.

Ржавые налеты не эстетичны, пачкают руки и вещи. Лучше, чтобы якорь был произведен из сплавов, устойчивых к коррозии. Ситуацию с черными металлами исправит лакокрасочное покрытие, которое, впрочем, необходимо время от времени восстанавливать.

Конструкции якоря для лодок ПВХ

Фото якоря Денфорта в различном исполнении, в том числе незацепляемый якорь

Фото 1

Различные исполнения якоря Денфорта:
а) с лакокрасочным покрытием;
б) незацепляемый якорь;
в) с ребрами жесткости на лапах, оцинкованный

В практике судоходства существует порядка десяти признанных конструкций якоря. Для оснащения лодки ПВХ можно рекомендовать складной якорь-кошку и якорь Денфорта (Danforth anchore). Они доступны в продаже и имеют приемлемую стоимость.

Якорь Денфорта (см. фото 1), в отличие от складного якоря-кошки, в походном состоянии нельзя считать компактным, однако, по держащей силе он значительно превосходит якорь-кошку на слабых грунтах. Благодаря своим плоским заостренным лапам якорь способен зарываться в илистое дно на значительную глубину, пока не встретит плотный грунт. Удерживающая способность якоря Денфорта весом всего 1.6 кг может достигать 70 кг. Подробнее см. таблицу 1. Кроме того, в продаже можно найти якорь Денфорта с конструкцией веретена, позволяющей легко снимать якорь с зацепов (см. фото 1 б). Якорный фал крепится к рым-кольцу, свободно скользящему вдоль полого веретена. Если приложить усилие в направлении, обратном направлению веретена, кольцо сместится к тренду, и якорь легко снимется с зацепа. К сожалению, такая конструкция в продаже доступна не всегда. Однако судовладельцы при помощи умелых рук, сварочного аппарата и доступных материалов легко могут стать гордыми обладателями подобного чуда.

Вес якоря, кг Держащая сила, кг Таблица 1. Держащая сила якоря Денфорта (CIM, Китай) 1.6 70 2.3 140 5.5 270 6.4 420 7.3 590

При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать оцинкованному якорю. В противном случае довольно скоро возникнет необходимость восстановления лакокрасочного покрытия. Несмотря на опрятный вид в момент продажи, такое покрытие быстро потеряет свои защитные функции, и проступят следы коррозии. На фото 2 и 3 представлены якоря после двух сезонов эксплуатации. Оцинкованный якорь на фото 2 чист, как слеза младенца, тогда как лакокрасочное покрытие якоря на фото 3 местами самоликвидировалось, что видно по наличию ржавых пятен.

Изображение складного якоря-кошки для лодки ПВХ с фиксацией лап при помощи скользящей муфты

Фото 2

Складной якорь-кошка для лодки ПВХ с фиксацией лап при помощи скользящей муфты

Фото якоря-кошки для лодки ПВХ с бугельной фиксацией лап

Фото 3

Складной якорь-кошка для лодки ПВХ с бугельной фиксацией лап

По сравнению с якорем Денфорта, якорь-кошка обладает меньшей удерживающей способностью на слабых грунтах, лишенных растительности. Однако, благодаря компактности в положении "по-походному" и хорошей зацепистости в большинстве ситуаций, судовладельцы часто отдают предпочтение именно такой конструкции.

Основных вариантов исполнения якоря два. Они отличаются способом фиксации лап. В одном случае шарнирные лапы фиксируются скользящей поворотной муфтой (см. фото 2). В другом случае у якоря, по конструкции напоминающего зонт, лапы удерживаются тягами от центрального бугеля. Якоря обеих конструкций доступны в розничной продаже.

Если сравнивать два исполнения, то якорь на фото 2 - это концентрация достоинств. Он эстетичен, выполнен из литых элементов и не имеет страшноватых на вид сварных швов, устойчив к коррозии, лапы фиксируются в рабочем положении, и, как следствие, не могут сложиться при ударе о дно, тренд (место крепления лап к веретену) имеет проушину для крепления троса, помогающего снять якорь с зацепа, но подробнее об этом далее.

У якоря бугельной конструкции (фото 3) по отмеченным позициям полный провал. Лапы конструктивно фиксируются только от полного откидывания, тогда как сложиться якорю мешают только тугие шарнирные соединения, выполненные на заклепках. Такие шарниры со временем разбалтываются, и якорь начинает складываться при ударах о дно. Тренд не имеет скобы для крепления троса. Отверстие на веретене для крепления рыма имеет недостаточный диаметр, чтобы туда вошел шплинт подходящей такелажной скобы. По этой причине для продажи якоря комплектуются заводным кольцом, которое используют в быту для связки ключей. Предельная нагрузка на такое кольцо составляет 20 кг, соответственно имеется серьезная угроза расстаться с якорем, по цене, кстати, сопоставимого с нормальным качественным изделием.

Якорная скоба на фото 3 - результат "тюнинга". Заводное кольцо удалено, шплинт такелажной скобы заменен на болт М6 с контр-гайкой. Следующим этапом будет замена заклепок на шарнирах на болтовые соединения. Между шайбой и гайкой придется установить шайбу Гровера, препятствующую раскручиванию при использовании. В очереди так же восстановление лакокрасочного покрытия.

Изображение комплекта тросов и якорей для лодки ПВХ, уложенных в рыбацкое ведро

Фото 4

Комплект тросов и якорей для лодки ПВХ, уложенных в рыбацкое ведро

Возникает резонный вопрос: зачем приобретать за свои деньги дополнительные проблемы? Ответ - таких денег и забот стоит единственный, но большой плюс такого якоря - компактность и малый вес при неплохой зацепистости. При этом все якорное оборудование для небольшой лодки ПВХ займет не более трети рыбацкого 20-ти литрового ведра (см. фото 4), оно же по совместительству и судовой рундук, и камбуз, и полезный столик для работы с мелкими предметами снастей. Малогабаритные и легкие члены команды могут использовать его в качестве банки.

Возвращаемся к якорям. Якорное оборудование, так изящно разместившееся на дне ведра, включает 50 м тросов, 4 метровых куска якорной цепи 8 мм с коротким звеном для усиления, а также пару якорей по 0.9 кг каждый. Ровно таких, которые изображены на фото 3. Этого вполне достаточно для удержания лодки ПВХ размером до 3-х метров включительно при ветре до 5-6 м/с на небольших глубинах и неплотном или поросшем растительностью дне водоема. Комплект не универсальный, но для знакомых приемлемых условий легкий и компактный.

Усиление якоря

Цепь, которой мы укомплектовали наш набор принадлежностей в предыдущем разделе, - весьма полезная вещь, придающая якорю новые возможности. Подвязанный к якорю в качестве фала отрезок цепи своим весом прижимает веретено ко дну, сохраняя выгодный угол для зацепа. При этом цепь играет роль амортизатора, смягчая рывки от судна к якорю, возникающие от набегающих волн или порывов ветра.

Фото складного якоря для лодки ПВХ, утяжеленного цепью 8мм, обнесенной вокруг тренда

Фото 5

Вес якоря изменился с 3,2 до 4.6 кг

Фото якоря для лодки ПВХ, утяжеленного цепью 8мм, обнесенной вокруг тренда

Фото 6

Вес якоря изменился с 0.9 до 2.3 кг

Кусок увесистой цепи пару метров длиной серьезно улучшает удерживающую способность. Трудно дать количественную оценку, но на опыте замечено: лодка на якорях с цепью стоит как вкапанная. Рыбаки, любители точной расстановки снастей, должны это оценить.

Кстати говоря, еще вопрос, что будет держать лучше: чистый якорь 6 кг, или якорь 3 кг с куском цепи 3 кг в качестве фала.

Вот еще один пример использования цепи. Как уже упоминалось, удерживающая способность якоря увеличивается при увеличении его веса. Обмотав тренд якоря отрезком цепи, можно прилично увеличить вес. Для примера на фото 5 и 6 мы разместили образцы якорей с метровой цепью на тренде. При этом выглядят якоря, скорее, как древние орудия батальных сражений, но держат лодку значительно лучше. Сопоставимо с якорями 4.6 и 2.3 кг соответственно. Цепь в данном примере имеет короткое звено 8 мм, вес 1.4 кг и цену в рознице на момент приобретения 250 рублей за метр при цене якорей 900 и 600 рублей соответственно. Довесок не бесплатный, но исключительно удобный.

Не забываем, что основное преимущество лодок ПВХ - это мобильность. Основное удобство - легкость постановки на воду. Поэтому избыточный неделимый вес и габарит в кокпите и при подготовке к плаванью - враг концепта. Судовладелец может сделать, допустим, такой выбор: оснастить лодку якорем, минимально необходимым для среднестатистических условий.

Диаметр цепи, мм Вес, кг/м Таблица 2. Вес цепи с коротким звеном 3 0.16 6 0.8 8 1.4 10 2.2 12 3.1

И только при необходимости выхода в более жестких условиях добавить в комплект снабжения несколько отрезков цепей, которые можно легко срастить карабинами для придания требуемой удерживающей способности.

Цепь для транспортировки можно пристроить в любой закуток свободного пространства. Ее рабочий вес легко дозировать, составляя из нескольких кусков, количество которых можно брать на воду в зависимости от обстоятельств.

В таблице 2 для справки мы привели вес одного метра цепи разного диаметра. Под диаметром цепи понимается диаметр стального прутка для звеньев.

 

Вес якоря для лодки ПВХ

Выбор якоря для крупных судов - целая наука. Для лодок ПВХ можно смело использовать простое правило: на метр длины нужен 1 кг якоря. Таким образом, для лодки 3 м рекомендуется якорь весом 3 кг, для 5-ти метровой лодки, соответственно, - 5 кг. Для постановки в растяжку нужны два таких якоря. Становой (отдается с носа) может быть тяжелее, вспомогательный (отдается с кормы) - легче.

Не забываем, что якорь можно усилить цепью. В таком случае для лодки ПВХ 3 м в ситуациях, не связанных с экстримом, достаточно будет двух якорей по 1.5 кг и четырех метров цепи 8 мм кусками по 1 м. Цепь будет использоваться лишь в случае необходимости, например при ветровом волнении, или на течении.

Для зарегистрированных судов существуют, однако, предписания судового билета, согласно которым моторная лодка ПВХ должна комплектоваться якорем не ниже определенного веса. Скорее всего, вес будет указан 5 или 6 кг. Отсутствие такого якоря на момент контроля представителями ГИМС формально может расцениваться как нарушение, на которое найдется подходящая статья в Кодексе об административных правонарушениях.

Кроме того, существуют соображения безопасности. На очень больших акваториях, когда существует возможность сноса потерявшего управление судна в сторону открытой воды под действием штормового ветра или сильного течения, якорь может спасти жизнь. В подобных обстоятельствах, чем тяжелее якорь, тем лучше. Это следует хорошо понимать.

Постановка на якорь

В данном разделе мы кратко остановимся на двух моментах, какой длины должен быть якорный трос, и каким образом его крепить к лодке.

Лодки ПВХ, как правило, штатно не комплектуются устройствами крепления якорного фала. В ход идут такелажные кольца, леерные канаты, уключины для весел, ручки для переноски, или даже банки.

Чтобы судно, поставленное на якорь «в растяжку», не колебалось вокруг вертикальной оси, цеплять якоря следует за максимально удаленные точки носа и кормы. Наиболее подходящими в этом смысле будут носовой буксировочный рым и кормовая ручка для переноски, расположенная на концевике баллона или на корме О-образных лодок.

Носовой рым расположен близко к урезу воду. Чтобы подвязать к нему трос, приходится перегибаться через борт и работать в слепой зоне. Проще пропустить конец через рым и крепить его в любом удобном из мест, перечисленных выше. Также можно поступить и с кормовой ручкой. Сведя тросы в одно место, будет легче позиционировать судно в нужной точке водоема на растяжке, выбирая один конец, и, одновременно, контролировать отдачу второго.

Длина якорного троса небольших судов, исходя из опыта морской практики, должна составлять от 5 до 8 глубин. Крайне желательно подвязывать к якорю кусок цепи.

Для лодки ПВХ длина троса должна составлять не мене 3-х глубин, как для станового, так и для вспомогательного якоря. Наличие куска цепи для амортизации также желательно, о чем говорилось в предыдущих разделах.

Техника постановки судна в растяжку, скажем на глубине 5 метров, примерно такая. Сначала отдается один якорь, как правило, становой с носа, и при движении малым ходом отдается 30 м троса. Когда трос натянут, отдается второй якорь, вспомогательный. Далее 15 м троса носового якоря выбирается, одновременно отдается трос кормового. Таким образом, для каждого якоря достигается соотношение длина-глубина как 3:1.

Из примера видно, что даже на средних глубинах запас троса должен быть значительным. Для глубины 15 м, таким образом, потребуются два троса длиной порядка 100 и 50 м.

Правильным было бы ставить судно носом к ветру или течению. Однако для рыбалки лодки обычно ставят лагом или даже поперек к направлению сноса.

При постановке на якорь в растяжку в месте, где имеется плотный трафик маломерных моторных судов, следует принять во внимание следующий момент. Некоторые состоятельные, но несознательные владельцы крупных катеров с мощными силовыми установками забывают поднять якорь, когда снимаются с места стоянки. Якорь следует за катером на глубине в полводы. Находясь в состоянии алкогольного куража, они проходят слишком близко к стоящим на якоре рыбацким судам, цепляя их тросы своим якорем и создавая опасную ситуацию, которая, в зависимости от обстоятельств, может закончиться не очень хорошо.

При вероятности такой угрозы крепление якорного фала к лодке желательно сделать через предохранительную чеку с усилием на разрыв, скажем, 50 кг, с возможностью выноса троса за борт. Если используется синтетический трос, то свободный конец останется на плаву. Таким образом, можно сохранить якорь, судно и минимизировать шансы вывалиться за борт при рывке.

Якорный фал

Отдача и подъем якоря на лодках ПВХ выполняется вручную. Поэтому основными требованиями к якорному фалу являются, во-первых – удобство для рук. Во-вторых – он не должен путаться при отдаче. Прочности тонкого полиамидного шнура, например, 3 мм, в качестве якорного троса для лодки ПВХ достаточно, но выбирать якорь из воды будет предельно неудобно, и часто сопряжено с болевыми ощущениями. Кроме того, длинный конец тонкого троса обязательно запутается в самый не подходящий момент.

В качестве якорного фала следует использовать синтетический шнур диаметром от 6 до 10 мм, либо плоскую синтетическую стропу. Оба варианта приемлемы. Различия лишь в нюансах. Так, бухта стропы получается более рыхлой, и, соответственно, занимает больше места. На сильном течении натянутая стропа начинает «петь». Но, в отличие от шнура, стропа не скручивается в петли при распускании бухты, если, конечно, шнур не укладывать в бухту восьмеркой. Тянуть стропу руками удобнее.

Важным преимуществом синтетического фала является его положительная плавучесть. Если по неосторожности рабочий конец при постановке на якорь покинет пределы судна, то якорь не будет потерян. Судовладелец не понесет убыток, рыбалка не сорвется, экипаж останется доволен.

Определенную сложность представляет постановка лодки на якорь на больших глубинах, скажем 10-15 метров. В предыдущем разделе мы давали оценку, какой длины должен быть трос для постановки лодки на якорь в растяжку. Чтобы соблюсти рекомендуемое соотношение длины троса к глубине как 3:1, например, для десяти метров глубины, понадобятся два троса 60 и 30 м минимум.

Бухту троса 60 м не так-то просто распустить. Здесь требуется определенный навык и сноровка. Основная проблема - скручивание троса при отдаче. Если распускать бухту, полученную намоткой на локоть (т.е. кольцами), проблемы не избежать. Сход каждой петли будет перекручивать трос, оставшийся в лодке, на 180°. После схода первых десяти метров трос начнет образовывать петли на палубе, и последующий роспуск бухты придется посвятить борьбе со скручиванием. Вертлюги не помогут. Якорь - это не блесна.

Для предотвращения такой ситуации бухту следует укладывать восьмеркой. Тогда трос не будет перекручиваться. Некоторые судовладельцы для работы с длинными тросами используют ведро. Этакий аналог "цепного ящика", - элемента якорного оборудования крупных судов. Трос отдается из ведра, и выбирается в ведро, а не на палубу. Тогда скручивания также гарантированно не будет. Трос в этом случае лучше использовать 5-6 мм. Он будет комфортным для рук, и достаточно гибким для работы в тендеме с ведром.

Пытливый ум владельцев лодок ПВХ на этом не останавливается. Встречаются умельцы, монтирующие на лодку ПВХ роульсы и электрические якорные лебедки. Благо все это доступно в продаже.

Не зацепляемый якорь для лодки ПВХ: как это работает

Фото, показывающее направление и точку приложения усилия для снятия якоря с зацепа

Фото 7

Направление усилия на тренд для снятия якоря с зацепа

Камни, коряжник, топляки и лом на дне водоемов - причина зацепов якоря. Теоретически для владельца лодки ПВХ есть только два способа снятия якоря с зацепа. Первый, - плохой, - нырять и руками освобождать якорь. Второй, - правильный, - тянуть якорь за тренд подвязанным заранее тросом. Схематично направление усилия на тренд для снятия с зацепа показано на фото 7. Хороший якорь с этой целью имеет на тренде специальную проушину.

Итак, для того, чтобы иметь возможность освободить якорь "по науке", к тренду якоря следует подвязать дополнительный страховочный трос, так называемый буйреп, соединенный с буйком (так называемый топбуй). Буек всегда находится на поверхности. Образовался зацеп - потянули за буйреп и освободили якорь. Метод железный. Работает всегда и в любую погоду.

Судовладельцы использовали бы этот метод на практике постоянно, если бы не существовало специальных уловок, позволяющих избежать трудностей, и в то же время, иметь возможность легко сняться с якоря при зацепе.

Уловка заключается в том, что трос подвязывают за тренд, и пропускают его через механический предохранитель (он же чека), расположенный на рыме веретена (см. фото 8, 9). При зацепе нужно с усилием потянуть трос в направлении, обратном направлению веретена (фото 8). От усилия чека разрушится, и якорь спокойно будет извлечен за тренд.

Фото, иллюстрирующее схему крепления троса к якорю лодки ПВХ через скользящую чеку и направление усилия для обрыва чеки

Фото 8

Схема крепления троса через скользящую чеку и направление усилия для обрыва чеки

Фото, иллюстрирующее схему крепления якорной цепи 8 мм через скользящую чеку к якорю для лодки ПВХ

Фото 9

Схема крепления цепи 8 мм через скользящую чеку

Фото, иллюстрирующее схему крепления основного и вспомогательного троса к фиксированной чеке не зацепляемого якоря для лодки ПВХ

Фото 10

Схема крепления основного и вспомогательного троса к фиксированной чеке

Чека от якоря может крепиться непосредственно к тросу (см. фото 10). В этом случае к тросу также крепят кусок страховочного троса, замкнутого на тренд, и образующего петлю. Тогда для снятия с зацепа направление усилия может быть любым. Главное - приложить усилие, достаточное для разрушения чеки.

Два способа установки механического предохранителя, назовем их скользящий и фиксированный, накладывают свои требования к усилию, которое выдерживает чека до разрушения.

При скользящей установке можно использовать чеку с разрывной нагрузкой порядка 10-15 кг. В противном случае будет сложно приложить необходимое резкое усилие. Если тянуть плавно, - то лодка придет в движение и встанет как раз над якорем. Тогда правильного направления усилия не получить.

При фиксированной установке предохранитель не должен рваться от усилия сноса судна, но при этом его можно было бы оборвать руками. Для небольшой лодки ПВХ, владелец которой имеет средние физические кондиции, предельная нагрузка обрыва чеки может составлять 30-40 кг. Наличие подвесного мотора избавляет от физического труда. Так, мотор 2.5 л.с. на полных оборотах обеспечивает толкающее усилие порядка 50 кг. Мотор мощностью 18 л.с. - порядка 400 кг. Если рвать чеку мотором - то следует надежно крепить трос. Лучшим местом будет страховочный рым на жестком транце при наличии, либо мотор в районе струбцин в случае лодок с навесным транцем.

Оба способа хороши. При наличии сомнений всегда остается старый проверенный способ - буйреп и топбуй.

Изображение стальных заводных колец и полимерных хомутов, пригодных в качестве механических предохранителей, контролирующих усилие для не зацепляемого якоря

Фото 11

Возможные кандидаты на роль якорной чеки, доступные в рознице

В качестве чеки можно использовать петли из проволоки и из лески. Можно также использовать имеющиеся в продаже заводные кольца для ключей и полимерные хомуты из магазина строительных товаров (фото 11).

Опытным путем была измерена предельная нагрузка на разрыв для некоторых изделий. Правое заводное кольцо разомкнулось при нагрузке 20 кг, второе справа - 15 кг. Белый хомут с шириной ремешка 4.8 мм разрушается при нагрузке 15 кг. При этом сам ремешок остается целым, а ломается храповичек в замке. Серый полимерный хомут с шариковым замком и сечением прутка 3 мм² рвется по телу при нагрузке 20 кг. На такой хомут следует обратить внимание, так как его замок, по сути, является многоразовым. Использовать его в качестве чеки исключительно удобно.

В качестве чеки можно использовать одновременно несколько изделий, кратно увеличивая предельную нагрузку. Например, два заводных кольца на фото 10 с усилием на разрыв 15 кг каждое, в сумме дадут 30 кг.

 


Источник: http://katerlodkamotor.ru/articles/yakor-dlya-lodki-pvh



Якоря для пвх лодок фото



Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Якоря для пвх лодок

Похожие посты: